Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского городского суда от 07.05.2014 по делу N 3-55/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании строки 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы">



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу № 3-55/2014

Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре С.Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-55/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "М" об оспаривании строки 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года № 751-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы",

установил:

Правительством Москвы 26 ноября 2013 года принято постановление № 751-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление № 751-ПП от 26 ноября 2013 года), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 27 ноября 2013 года.
Пунктом 1 Постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2013 года:
1.1. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе кадастровых кварталов (приложение 1).
1.2. Средний уровень кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе административных округов (приложение 2).
1.3. Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы (приложение 3).
Согласно строке 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 57 697,18 рублей за один квадратный метр и кадастровая стоимость данного земельного участка - 235 462 191 руб. 58 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
В пункте 3 постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2014 года.
Общество с ограниченной ответственностью "М" обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года в части определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 57 697,18 рублей за один квадратный метр (строка 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года), ссылаясь на следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "М" на праве долгосрочной аренды по договору № <...> от 30 июля 2004 года владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером <...>. В соответствии с условиями договора аренды, положениями Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года № 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" размер арендной платы за данный земельный участок исчисляется в процентах от кадастровой стоимости последнего.
Исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, определенного в строке 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года (57 697,18 рублей за один квадратный метр), кадастровая стоимость земельного участка составила 235 462 191,58 рубля, что было внесено в государственный кадастр недвижимости.
По утверждению заявителя, размер кадастровой стоимости земельного участка, определенный на основании установленного оспариваемым Постановлением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, вдвое превышает его рыночную стоимость, определенную Закрытым акционерным обществом "К", аккредитованным при Российском обществе оценщиков и включенным в Реестр оценщиков и оценочных фирм Российского общества оценщиков (отчет № <...>), что нарушает их права как Арендатора.

В связи с изложенным, Общество с ограниченной ответственностью "М" полагает, что в оспариваемой части Постановление № 751-ПП от 26 ноября 2013 года противоречит пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 24.11, 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ), пункту 4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 215, пунктам 5 и 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, пункту 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "М" по доверенности Ш.Ю.И. в судебном заседании заявление поддержала; помимо доводов, изложенных в заявлении, указала на нарушение Правительством Москвы процедуры государственной кадастровой оценки, установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ; отсутствует решение о проведении государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01 января 2013 года, не был сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Также представитель заявителя в судебном заседании пояснила, что компетенцию Правительства Москвы по изданию Постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года, Общество не оспаривает, равно как и правильность начисления арендной платы, исходя из вида разрешенного использования земельного участка и категории земель, зафиксированных в государственном кадастре недвижимости для данного земельного участка.
В судебное заседание явилась представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Н.А.В., которая против удовлетворения заявления возражала, полностью поддержала представленные в материалы дела письменные возражения (том 2 л.д. 237-242); полагала, что Постановление № 751-ПП от 26 ноября 2013 года, отдельные положения которого оспариваются заявителем, принято Правительством Москвы в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по доверенности П.П.А. в судебное заседание явился, оставил решение на усмотрение суда.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Выслушав объяснения представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью "М" по доверенности Ш.Ю.И., представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Н.А.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по доверенности П.П.А., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, оценив оспариваемые заявителем отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора об отклонении заявления, суд приходит к выводу о том, что заявление Общества с ограниченной ответственностью "М" об оспаривании строки 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими, не имеется.
Так, из текста постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года следует, что им урегулированы общественные отношения в области кадастровой оценки земель города Москвы и установления их кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2013 года, то есть оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт содержит в себе нормы земельного права.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В пункте 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Тем самым, поскольку в данном случае нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы земельные отношения по кадастровой оценке земель города Москвы, определяемые как предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции РФ, подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 части 1 статьи 13, частью 1 статьи 20, статьей 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", положениями Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы", а также статьей 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 "О землепользовании в городе Москве", суд находит, что Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта. Данное обстоятельство заявителем не отрицалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года № 25 "О правовых актах города Москвы" Постановление № 751-ПП от 26 ноября 2013 года подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 27 ноября 2013 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд находит, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт введен в действие и опубликован также в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Как установлено в пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в ред. федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 14.11.2002 № 143-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 27.07.2006 № 157-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 13.07.2007 № 129-ФЗ, от 24.07.2007 № 220-ФЗ, от 30.06.2008 № 108-ФЗ, от 07.05.2009 № 91-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 27.12.2009 № 343-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.07.2010 № 167-ФЗ, от 28.12.2010 № 431-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.11.2011 № 346-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 07.06.2013 № 113-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 249-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ), устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки.
Так, согласно положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11-24.22 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета (статьи 24.12 и 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной (статья 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет; результаты определения кадастровой стоимости подлежат утверждению заказчиком; сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; информация об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки и др., подлежит опубликованию (статьи 24.16 и 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Тем самым, федеральный законодатель, предусматривая проведение государственной кадастровой оценки земель и в связи с этим наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации), одновременно установил требования, предъявляемые к государственной кадастровой оценке земель и земельных участков, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
При этом, суд исходит из того, что в силу статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) именно на предмет соответствия вышеприведенной процедуре государственной кадастровой оценки подлежит проверке кадастровая оценка земель города Москвы по состоянию на 01 января 2013 года, результаты которой были утверждены оспариваемым заявителем в части Постановлением. Ссылки Общества с ограниченной ответственностью "М" в заявлении на положения иных нормативных актов, которым, по утверждению заявителя, противоречит строка 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" Приложения 3 Постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "М" является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> (равнозначен кадастровому номеру <...>), общей площадью 4 081 кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - эксплуатация административного здания (том 1 л.д. 42-54). Указанный земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем земельного участка выступает в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы; сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2007 года.
Анализируя процедуру проведения государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01 января 2013 года, результаты которой утверждены оспариваемым заявителем в части Постановлением № 751-ПП от 26 ноября 2013 года, и сопоставляя ее с установленной нормативными правовым актами Российской Федерации и приведенной выше совокупностью действий, под которыми федеральный законодатель понимает государственную кадастровую оценку, суд находит ее полностью соответствующей требованиям закона, при которой у Правительства Москвы отсутствовали основания не утверждать результаты такой оценки.
Так, во-первых, необходимо отметить, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти; отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции; департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности.
Из положений пункта 1 постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года № 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" следует, что последний является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Далее, судом установлено, что Правительством Москвы было принято решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которого впоследствии были утверждены оспариваемым заявителем в части Постановлением № 751-ПП от 26 ноября 2013 года, а именно: Правительством Москвы 20 сентября 2011 года принято Постановление № 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.", которым было предусмотрено в том числе проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы - Подпрограмма "Инвентаризация территории города Москвы (том 4 л.д. 62-131), определен уполномоченный функциональный орган исполнительный власти города Москвы, ответственный за проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы (размещение государственного заказа и заключение государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель и др.) - Департамент городского имущества города Москвы.
Утверждение заявителя о необходимости издания Правительством Москвы отдельного нормативного правового акта о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2013 года, суд полагает не основанным на положениях Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
Тем самым, суд находит, что решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которого утверждены оспариваемым заявителем в части Постановлением № 751-ПП от 26 ноября 2013 года, было принято, его форма соответствует пункту 1 статьи 19 Закона города Москвы № 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы".
Далее, судом установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земельных участков на территории города Москвы и внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы, проводились Обществом с ограниченной ответственностью "Г" на основании государственного контракта (протокол <...> от 09 июля 2013 года) № 663г от 22 июля 2013 года, заключенного между Департаментом городского имущества города Москвы и Обществом с ограниченной ответственностью "Г", а также технического задания, являющегося приложением к указанному договору (том 4 л.д. 37-61).
В соответствии с техническим заданием Обществу с ограниченной ответственностью "Г" был передан для последующего определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель города Москвы сформированный Перечень объектов оценки в составе 319 405 земельных участков, расположенных на территории Московского городского кадастрового округа (том 3 л.д. 53).
В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ формирование такого перечня является прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
По результатам выполнения работ по оценке Обществом с ограниченной ответственностью "Городской консультационный центр" составлен 17 сентября 2013 года соответствующий отчет № <...> (том 3 л.д. 1-360) об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель города Москвы, получивший положительное экспертное заключение № 912/09/13 от 20 сентября 2013 года саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Д" (том 4 л.д. 13-27). Суду также были представлены как составные части вышеназванного отчета отчет <...> от 02 сентября 2013 года (том 2 л.д. 261-418) об оценке рыночной стоимости 10 земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, расположенных на территории Западного административного округа г. Москвы, который также получил положительное экспертное заключение <...> от 16 октября 2013 года саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Д" (том 4 л.д. 1-12).
Земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, арендуемый заявителем, исполнителем работ в отчете № <...> от 17 сентября 2013 года 2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель города Москвы" был оценен по 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения). Удельный показатель кадастровой стоимости для данного земельного участка определен в соответствии с имеющимся видом его разрешенного использования, указанным в кадастровом паспорте земельного участка. Вид разрешенного использования заявителем не оспаривается.
Далее, после проведения соответствующих работ и экспертизы отчета Правительством Москвы Постановлением № 751-ПП от 26 ноября 2013 года были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории города Москвы, а именно: те показатели кадастровой стоимости, которые были определены в результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель, в рамках государственного контракта между Департаментом городского имущества города Москвы и Обществом с ограниченной ответственностью "Г" и получили положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков.
Постановлением № 751-ПП от 26 ноября 2013 года среди прочих была утверждена кадастровая стоимость арендуемого заявителем земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (строка 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 Постановления); в отношении указанного земельного участка утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 57697,18 руб. за квадратный метр и кадастровая стоимость земельного участка 235 462 191,58 руб. (57697,18 руб. x 4081 кв. м = 235 462 191,58 руб.).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в составе земель города Москвы, в частности, относительно спорного земельного участка, внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (том 1 л.д. 52-54).
Постановление Правительства Москвы № 751-ПП от 26 ноября 2013 года опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы 27 ноября 2013 года.
Таким образом, суд находит, что процедура проведения государственной кадастровой оценки земель города Москвы, установленная нормативными положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, была полностью соблюдена; утверждение показателей кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем произведено без нарушений процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, а потому у суда отсутствуют основания полагать, что в оспариваемой части Постановление № 751-ПП от 26 ноября 2013 года противоречит федеральному законодательству, регулирующему порядок и правила принятия данного вида нормативных правовых актов. При этом суд вновь отмечает, что иные нормативные правовые акты, помимо приведенных, не регламентируют в настоящее время деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению результатов государственной кадастровой оценки.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем в части Постановление принято с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и данным нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу не противоречит, Правительство Москвы действовало правомерно, в соответствии с компетенцией, предоставленной ему федеральным законодателем как заказчику работ по определению кадастровой стоимости земель и с соблюдением порядка принятия и обнародования таких правовых актов.
Учитывая изложенное, суд считает, что строка 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 Постановления № 751-ПП от 26 ноября 2013 года не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; оспариваемое в настоящем деле Постановление № 751-ПП от 26 ноября 2013 года принято исполнительным органом государственной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в пределах его компетенции, с учетом требований федерального законодательства и строгим соблюдением всей процедуры осуществления государственной функции проведения государственной кадастровой оценки земель и не нарушает прав и свобод заявителя. Оснований для признания данного постановления в оспариваемой заявителем части противоречащим федеральному законодательству и недействующим не имеется.
Доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с определенным размером кадастровой стоимости арендуемого ими земельного участка, при котором Общество с ограниченной ответственностью "М" по существу ставит вопрос об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, определенную ЗАО "К".
Вместе с тем, такие требования не могут быть рассмотрены по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу положений которой суд проверяет соответствие нормативного правового акта полностью или в части федеральному закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу в порядке абстрактного нормоконтроля.
Порядок разрешения споров, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотрен статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и предполагает обращение заинтересованных лиц в арбитражный суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Как следует из материалов гражданского дела, Общество с ограниченной ответственностью "М" в настоящее время обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, третьи лица Правительство Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" о признании незаконным решения от 21 февраля 2014 года № 51-46/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> (равнозначен кадастровому номеру <...>), расположенного по адресу: <...>, в размере ее рыночной стоимости 133 987 300 руб. 00 коп.; заявление принято к производству арбитражного суда (том 2 л.д. 252-253).
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя Общества с ограниченной ответственностью "М" в размере 3 000 руб. по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "М" об оспаривании строки 274747 таблицы "Значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка" приложения 3 постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года № 751-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Московского
городского суда
Р.Б. Михайлова


------------------------------------------------------------------