Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского городского суда от 24.12.2014 по делу N 3-313/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", отдельных положений преамбулы и пункта 1.1, а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка установления и выплаты единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1037-ПП "О мерах по реализации части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве">



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу № 3-313/2014

Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Бедняковой В.В.,
при секретаре С.Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-313/2014 по заявлению С.В.С. об оспаривании отдельных положений части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", отдельных положений преамбулы и пункта 1.1, а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка установления и выплаты единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП "О мерах по реализации части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве",

установил:

Московской городской Думой 30 ноября 2005 года был принят Закон города Москвы № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года), опубликованный в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 71, 19.12.2005, "Тверская, 13", № 154, 24.12.2005, "Ведомости Московской городской Думы", 01.02.2006, № 1, ст. 312. В настоящее время Закон действует в редакции законов города Москвы от 25 июня 2008 года № 25 и от 06 ноября 2013 года № 60.
Как следует из его преамбулы, Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
Как определено в статье 2 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года, дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статьей 8 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года предусмотрены дополнительные гарантии на образование.
Частью 3 статьи 8 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года установлено, что обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 9 статьи 8 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года установлено, что выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы (кроме общеобразовательных учреждений) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы (кроме общеобразовательных учреждений) им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования. Указанная денежная компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Положениями части 14 статьи 8 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года вышеприведенные дополнительные гарантии на образование, установленные частями 3 и 9 указанной статьи, на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Москвы, распространены на выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет.
В целях реализации положений части 14 статьи 8 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года, во исполнение пункта 13.6 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2007 года № 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Правительством Москвы 04 декабря 2007 года было принято постановление № 1037-ПП "О мерах по реализации части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Постановление Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года № 1037-ПП), опубликованное в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", № 1, 09.01.2008. В настоящее время постановление действует в редакции постановления Правительства Москвы от 04 июля 2013 года № 437-ПП.
Пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года № 1037-ПП был утвержден Порядок установления и выплаты единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет (далее - Порядок), являющийся приложением к постановлению.
Преамбулой Порядка оговорено, что он регулирует вопросы, связанные с установлением и выплатой единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях города Москвы или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, в целях реализации дополнительных гарантий, предусмотренных частью 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (абзац первый). Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях города Москвы или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в натуральной форме и выплаты единовременного денежного пособия определяется Департаментом социальной защиты населения города Москвы (абзац второй).
Пунктом 1.1 Порядка предусмотрено, что единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях города Москвы или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет (далее - единовременная денежная выплата) производится детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, закончившим общеобразовательные учреждения города Москвы и пребывание в семье (под попечительством, в приемной семье) в связи с достижением возраста 18 лет, при зачислении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования или при трудоустройстве.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что основаниями для отказа в назначении единовременной денежной выплаты являются:
- окончание общеобразовательного учреждения, не относящегося к образовательным учреждениям города Москвы;
- отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка;
- получение ранее единовременной денежной выплаты, за исключением случаев, указанных в пунктах 1.4 и 1.5 настоящего Порядка.
С.В.С. обратился в Московский городской суд с заявлением, которое было им изменено в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими части 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбулы и пункта 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждениях", а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП. Как указывает заявитель, оспариваемые им нормативные положения противоречат подпункту 20.1) пункта 2 статьи 26.3, пункту а.1) пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не соответствуют части 4 статьи 3 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы".
В обоснование своего заявления С.В.С. указал на следующие обстоятельства. Он родился в городе Москве и относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы управы района Бибирево г. Москвы от 21 июля 2000 года № 871 в отношении него, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <...>, была установлена опека со стороны бабушки С.Л.В., зарегистрированной по адресу: <...>, с разрешением проживания по месту жительства опекуна, с закреплением и сохранением за несовершеннолетним жилой площади по месту регистрации. С момента установления опеки и до совершеннолетия он проживал в квартире опекуна (попечителя) - бабушки, расположенной по адресу: <...>. В июне 2013 года он закончил обучение МБОУ "Тиксинская средняя общеобразовательная школа № 1" МО "Булунский улус (район)" и вернулся в Москву в закрепленное за ним жилое помещение; с 01 сентября 2013 года заявитель является студентом дневной формы обучения ФГБОУ ВПО "Государственный университет управления".
С.В.С. ссылается на то, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Устава города Москвы является жителем города Москвы, однако, в силу оспариваемых им положений региональных нормативных правовых актов лишен права на реализацию дополнительных социальных гарантий на образование, предусмотренных частями 3 и 9 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, поскольку в соответствии с частью 14 этой же статьи такая гарантия региональным законодателем распространена на выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Москвы; возможность установления и выплаты единовременной денежной выплаты как реализации таких дополнительных социальных гарантий на образование Порядком также определена для выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы.
Исходя из этого, заявитель полагает, что оспариваемые им нормативные положения нарушают его права, ставят в неравные условия по сравнению с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа, местом жительства которых является город Москва, но устроенных на воспитание в семьи граждан (опекунов, попечителей, приемных родителей), проживающих в городе Москве и закончивших обучение в общеобразовательных учреждениях города Москвы, что является дискриминацией по признаку места окончания общеобразовательного учреждения и нарушением принципа равенства прав граждан одной социальной группы, в то время как в городе Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством (часть 4 статьи 3 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы"); к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств (подпункт 20.1) пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (подпункт а.1) пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Заявитель настаивает на том, что предоставление дополнительных социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, проживающим на территории субъекта Российской Федерации и за счет средств субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных категорий из числа лиц одной социальной группы.
С.В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд своего представителя с полным объемом полномочий, на личном участии в деле не настаивал.
Представитель С.В.С. по доверенности Г.А.И. в судебное заседание явился, заявление поддержал, просил его удовлетворить, признать противоречащими подпункту 20.1) пункта 2 статьи 26.3, подпункту а.1) пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и части 4 статьи 3 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" часть 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбулу и пункт 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждениях", а также дефис первый пункта 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП; признать недействующими оспариваемые положения Закона со дня вступления в силу Закона города Москвы от 25 июня 2008 года № 25, а положения Порядка - со дня их принятия. Пояснил, что заявитель не оспаривает того обстоятельства, что Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 и постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП приняты в пределах полномочий органов государственной власти города Москвы, опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями действующего законодательства; установленные оспариваемыми нормативными положениями дополнительные гарантии на образование являются дополнительной мерой социальной поддержки со стороны субъекта Российской Федерации (города Москвы) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, местом жительства которых является город Москвы; она выплачивается за счет средств бюджета города Москвы; обращал внимание на то, что ранее действовавшая редакция нормы (часть 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61) до изменений, внесенных Законом г. Москвы от 25 июня 2008 года № 25 не содержала такого ограничения круга лиц, на которых распространяется дополнительная гарантия города Москвы на образование, по признаку окончания общеобразовательного учреждения города Москвы и кроме того, иные положения Закона также не содержат такого ограничения (статья 9), что, однако, не приводит к правовой неопределенности нормативного правового акта, поскольку с учетом положений статьи 2 Закона г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Полностью поддержал представленные в материалы дела письменные объяснения.
Представитель Московской городской Думы по доверенности М.Е.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления С.В.С. по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, которые полностью поддержала, ссылалась на то, что Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 принят в пределах полномочий Московской городской Думы, опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями действующего законодательства; установленная оспариваемыми нормативными положениями Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 дополнительная гарантия на образование является дополнительной мерой социальной поддержки субъекта Российской Федерации (города Москвы) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, местом жительства которых является город Москва; полагала, что оспариваемые заявителем нормативные положения не противоречат требованиям федерального законодательства и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признаков дискриминации не содержат; в частности, тем, о которых заявляет С.В.С. и его представитель.
Представители Правительства Москвы и Мэра Москвы по доверенностям П.Е.Б., Л.Д.Р., К.Е.Н. и С.Р.В. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления С.В.С. по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, которые полностью поддержали; полагали, что постановление Правительства Москвы от 07 декабря 2007 года № 1037-ПП принято в пределах полномочий Правительства Москвы, подписано, опубликовано и введено в действие в соответствии с требованиями действующего законодательства; оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод С.В.С. не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителя С.В.С. по доверенности Г.А.И., представителя Московской городской Думы по доверенности М.Е.В., представителей Правительства Москвы и Мэра Москвы по доверенностям С.Р.В., П.Е.Б., Л.Д.Р., К.Е.Н., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, заслушав заключение прокурора Бедняковой В.В. об отклонении заявления, проанализировав оспариваемые заявителем отдельные положения Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 и постановления Правительства Москвы от 07 декабря 2007 года № 1037-ПП на предмет их соответствия федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявление С.В.С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, при наличии которых часть 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбула и пункт 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждениях", а также дефис первый пункта 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП могут быть признаны недействующими, не имеется.
Так, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 7, часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, о чем указано в части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как следует из текста преамбул Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 и постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, их принятие обусловлено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Анализ правовых норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, показывает, что ими урегулированы отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
В частности, оспариваемыми заявителем отдельными нормативные положениями Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 и Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, установлены дополнительные гарантии права на образование, порядок установления и выплаты единовременных денежных выплат при окончании образовательных учреждений для детей-сирот или общеобразовательных учреждений города Москвы детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в городе Москве или лицами из их числа.
Изложенное свидетельствует о том, что правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы, в частности, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 3 которого прямо устанавливает, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а статья 5 предусматривает, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; аналогичное нормы закреплены в статье 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
К полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" относится решение городских вопросов социальной защиты.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 33, 35 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти города Москвы и принимает законы города Москвы по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
В связи с этим законодатель города Москвы, устанавливая основания предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, действовал в пределах своих полномочий.
Правительство Москвы в силу статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Согласно статье 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и реализует программы социальной поддержки жителей города Москвы; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, оказывает адресную помощь многодетным, молодым и неполным семьям; осуществляет в социальной сфере иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Частью 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 дополнительные гарантии, предусмотренные частями 3 и 9 настоящей статьи распространены на выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Москвы.
Таким образом, определив условия и порядок предоставления указанных дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Москвы также действовало в пределах своей компетенции.
В соответствии с положениями Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года № 25 "О правовых актах города Москвы", Закона г. Москвы от 14 декабря 2001 № 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года и постановление Правительства Москвы от 04 декабря 2007 года № 1037-ПП были подписаны Мэром Москвы, официально опубликованы в соответствующих печатных изданиях, о чем уже указывалось выше; нормативные правовые акты в точности соответствуют предъявляемым к ним требованиям по форме.
Полномочия органа государственной власти (должностного лица) по внесению изменений в нормативные правовые акты города Москвы определены в статье 23 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 г. № 25 "О правовых актах города Москвы", в соответствии с частью 1 которой в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
Все это указывает на то, что оспариваемые заявителем в части нормативные правовые акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке; приняты с соблюдением компетенции органов для их принятия.
Проверяя соответствие части 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбулы и пункта 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждениях", а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, заявитель полагает, что оспариваемой нормой Закона из числа лиц, имеющих право на дополнительные гарантии, необоснованно исключены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие место жительства в городе Москве, но окончившие общеобразовательные учреждения в другом субъекте Российской Федерации; в этом заявитель усматривает противоречие подпункту 20.1) пункта 2 статьи 26.3, подпункту а.1) пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и части 4 статьи 3 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы".
Между тем с данной позицией согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом 20.1) пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; разработки и реализации региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, осуществления иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.
Согласно подпункту а.1) пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия.
Проанализировав оспариваемые заявителем нормативные положения применительно к приведенным выше положениям федерального законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии между ними какого бы то ни было противоречия; указанные нормы, исходя из их буквального толкования, не регулируют сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и вопросы установления дополнительных гарантий по социальной поддержке таких лиц; указанные пункты были введены в Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральным законом от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений" и касаются исключительно полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений.
Аналогичную позицию суд занимает и по отношению к доводам заявителя о несоответствии оспариваемых им отдельных нормативных положений части 14 статьи 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбулы и пункта 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП, положениям части 4 статьи 3 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", согласно которой в городе Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством. Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве, с порядком установления и выплаты единовременной денежной выплаты таким лицам, устроенным на воспитание в семью, по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, данная норма не регулирует.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, в связи с чем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд проверяет оспариваемые заявителем отдельные положения нормативных правовых актов на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Так, статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе при решении вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, частями 3 и 9 Закона города Москвы от 20 ноября 2005 года № 61 установлено, что обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы (кроме общеобразовательных учреждений) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями, либо за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы (кроме общеобразовательных учреждений) им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования.
Как усматривается из содержания оспариваемого заявителем пункта 14 статьи 8 Закона города Москвы от 20 ноября 2005 года № 61, законодатель распространил действие дополнительных гарантий, предусмотренных частями 3 и 9 настоящей статьи, на выпускников государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений города Москвы - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью.
Анализ положений оспариваемого Закона субъекта Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что Закон города Москвы № 61 не содержит противоречий с действующим федеральным законодательством.
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, данное расходное обязательство является дополнительной гарантией права на образование, законодательный орган города Москвы правомерно установил право на получение указанной меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучавшихся в общеобразовательных учреждениях города Москвы, то есть за счет бюджетных средств города Москвы, поскольку только в этом случае у города Москвы имеются правовые основания для финансирования указанных расходов из собственных бюджетных средств.
Закрепленный Правительством Москвы порядок реализации таких мер социальной поддержки в полной мере согласуется с нормами Закона города Москвы от 20 ноября 2005 года № 61.
Из материалов дела следует, что С.В.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жителем Москвы, переданным на воспитание в семью, выпускником муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия).
Наличие или отсутствие в законодательстве Республики Саха (Якутия) аналогичных дополнительных гарантий в области образования для выпускников общеобразовательных учреждений Республики, не является основанием для удовлетворения заявления и не может расцениваться как дискриминация со стороны законодателя города Москвы по признаку места окончания общеобразовательного учреждения.
Как видно из положений пункта 8 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ именно федеральным законодателем предоставление указанной дополнительной гарантии на образование поставлено в зависимость от источника финансирования и места нахождения образовательного учреждения, выпускником которого является ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Кроме того, заявителем не оспаривается то обстоятельство, что он не обращался в компетентные органы Республики Саха (Якутия) - по месту нахождения образовательного учреждения - с заявлением о выплате соответствующей компенсации и ему было отказано в этом.
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, законодательный орган города Москвы вправе установить дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе не предусмотренные федеральным законом, определив основания предоставления таких дополнительных гарантий и круг лиц, на которых такие дополнительные гарантии могут быть распространены.
Доводы заявления о необходимости распространить действие мер дополнительной социальной поддержки на образование на более широкий круг лиц, в частности, не являющихся выпускниками общеобразовательных учреждений города Москвы, сводятся к вопросу о целесообразности принятия уполномоченным органом правоустанавливающего решения, однако это является исключительной компетенцией уполномоченного органа (Московской городской Думы).
Ссылки заявителя на нарушение оспариваемыми положениями принципа равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, то есть на несоответствие статье 19 Конституции Российской Федерации, фактически указывают на неверно избранный С.В.С. способ защиты своего права, поскольку проверка нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации судам общей юрисдикции неподведомственна.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что часть 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбула и пункт 1.1 Порядка в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждений", а также дефис первый пункта 2.6 Порядка полностью согласуются с приведенными выше нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не противоречат иным федеральным законам или нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушают. Суд считает, что устанавливая круг лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии на образование, предусмотренные частями 3 и 9 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, а также порядок установления и выплаты единовременной денежной выплаты в целях предоставления таких дополнительных гарантий на образование, законодательный (представительный) орган города Москвы и высший коллегиальный орган исполнительной власти города Москвы действовали правомерно, в пределах предоставленной им в этой области компетенции с соблюдением принципа самостоятельности бюджета города Москвы в бюджетной системе Российской Федерации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемые заявителем в части нормативные правовые акты приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции органов, с учетом и в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства, без нарушения прав и свобод заявителя, а также были обнародованы и введены в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания их недействующими в заявленной С.В.С. части.
Таким образом, суд отказывает С.В.С. в удовлетворении его заявления об оспаривании части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61, преамбулы и пункта 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждений", а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя С.В.С. в размере 200 руб. по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления С.В.С. об оспаривании части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", преамбулы и пункта 1.1 Порядка установления и выплаты единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП "О мерах по реализации части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" в части слов "города Москвы", где они связаны со словами "общеобразовательных учреждений", а также дефиса первого пункта 2.6 Порядка установления и выплаты единовременной денежной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1037-ПП "О мерах по реализации части 14 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через суд, принявший настоящее решение.

Судья Московского
городского суда
Р.Б. Михайлова


------------------------------------------------------------------