Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 22.07.2014 N 138 "Об утверждении Положения о разработке учебных пособий и лекций для профессиональной гигиенической подготовки декретированных контингентов"



ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
"ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

ПРИКАЗ
от 22 июля 2014 г. № 138

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
И ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЕКРЕТИРОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ

В целях обеспечения качества подготовки учебных пособий и лекций, достижения высокой эффективности учебного процесса при проведении профессиональной гигиенической подготовки работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированные контингенты), приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о разработке учебных пособий для профессиональной гигиенической подготовки декретированных контингентов по очно-заочной форме (приложение 1).
1.2. Положение о разработке лекций для профессиональной гигиенической подготовки декретированных контингентов (приложение 2).
1.3. График разработки учебных пособий (приложение 3).
1.4. График разработки лекций (приложение 4).
2. Главным врачам филиалов и руководителям структурных подразделений обеспечить разработку лекций и по поручению главного врача Центра - материалов для учебных пособий для профессиональной гигиенической подготовки в соответствии с утвержденными настоящим приказом Положениями и графиками.
3. Заведующему отделом гигиенической подготовки Летучих Е.В.:
3.1. Координировать взаимодействие с филиалами и структурными подразделениями Центра, участвующими в разработке лекций и материалов для учебных пособий.
3.2. Осуществлять организационно-методическое обеспечение филиалов и структурных подразделений Центра, участвующих в подготовке лекций и материалов для учебных пособий.
4. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя главного врача В.И. Хизгияева.

Главный врач
А.В. Иваненко





Приложение 1
к приказу ФБУЗ "Центр гигиены
и эпидемиологии в городе Москве"
от 22 июля 2014 г. № 138

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ
(ДЛЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

Введение

Профессиональную гигиеническую подготовку должностные лица и работники организаций обязаны проходить в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 36), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 № 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций", а также постановлениями, распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, а также органов государственной власти субъектов РФ относится проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, профилактики заболеваний, санитарно-гигиенического просвещения (глава 3, ст. 14, № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
Основным принципом охраны здоровья является профилактика в сфере здоровья (ст. 4, п. 8, № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - № 323-ФЗ).
Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Приоритетным направлением профилактики является осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, и борьба с ними, а также проведение профилактических и иных медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 12, № 323-ФЗ).
Гигиеническое воспитание, в том числе профессиональная гигиеническая подготовка, имеет первостепенное значение в системе профилактических мероприятий, направлена на повышение санитарной культуры населения, профилактику инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Отсутствие соответствующих знаний у должностных лиц и работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов, питьевого водоснабжения населения, бытового обслуживания, воспитания и обучения детей, приводит к негативным последствиям, в том числе к возникновению массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. Поэтому профессиональная гигиеническая подготовка с последующей проверкой знаний (аттестация) - важное профилактическое мероприятие, закрепленное российским законодательством (№ 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11, 29, 34, 36).

1. Область применения

Настоящее Положение устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию учебных пособий для профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при прохождении ими гигиенического обучения по очно-заочной форме.
Гигиеническое воспитание - совокупность мероприятий, направленных на привитие населению гигиенических навыков, воспитание правильного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация являются составной частью гигиенического воспитания и обучения граждан, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Цель настоящего Положения - обеспечение высокой эффективности и качества учебного процесса по очно-заочной форме обучения, в том числе и в рамках дистанционной технологии обучения.
Учебные пособия предназначены для самостоятельной подготовки должностных лиц и работников отдельных профессий, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Настоящее Положение предусматривает формирование комплекта текстовых материалов, подлежащих тиражированию. Тиражирование на бумажных носителях осуществляется посредством издания (печати) учебно-методических материалов типографским способом. Тиражирование на магнитных и электронных носителях осуществляется посредством дублирования информации на дискетах, компакт-дисках или иных электронных носителях.
Требования настоящего Положения могут быть использованы органами исполнительной власти, юридическими лицами, врачами по гигиеническому воспитанию и другими специалистами в рамках организации и проведения гигиенического воспитания населения.
Настоящее Положение составлено на основании ГОСТ Р 1.5-92 "Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".

2. Требования к построению учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- наименование;
- предисловие;
- оглавление;
- введение;
- программа обучения;
- учебно-тематический план;
- основная часть;
- приложения;
- примерный перечень вопросов для контроля знаний;
- законодательные и нормативные документы.
На первой странице титульного листа указывается наименование учебного пособия, место издания и год издания.
Наименование учебного пособия должно быть кратким, в наименовании учебного пособия не допускаются сокращения.
На второй странице титульного листа помещают предисловие, в котором указывается, кем разработано (авторский коллектив), кем утверждено учебное пособие, для кого предназначено, указываются полное название, вид, место, год и количество страниц издания.
Для составителей и рецензентов данной работы указывается ученая степень, звание, должность, ФИО.
Сведения об ученой степени, звании и должности приводятся в соответствии с существующими правилами сокращения: доктор - д-р, профессор - проф., кандидат - канд., доцент - доц., биол., ист., мат., хим. и др. наук, например: канд. тех. наук, доц.
Оглавление включает порядковые номера и наименования разделов (при необходимости - подразделов), приложений с указанием их обозначения и заголовков, а при необходимости и графического материала с указанием номера страницы, на которой они помещены.
В оглавлении последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
Оглавление размещают после предисловия начиная с новой страницы. Слово "Оглавление" записывают посередине страницы с прописной буквы.
Введение приводят для обоснования причин разработки учебного пособия. Введение не должно содержать требований. Введение не нумеруют и размещают на отдельном листе.
В программе обучения должны быть изложены основные разделы и подразделы учебного пособия с кратким содержанием.
Учебно-тематический план должен содержать наименование всех тем и количество часов, необходимых для изучения каждой темы при различных формах обучения (очной, очно-заочной и заочной), и время на проведение аттестации. При этом время измеряется в академических часах.
Основная часть. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Иллюстрации обозначаются словом "Рисунок" и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Справа страницы пишут слово "Приложение" и его обозначают арабской цифрой, например, "Приложение 1".
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 40 и не более 100 листов компьютерного текста (с иллюстрациями). Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
Объем приложений должен составлять не более 10 страниц, приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Примерный перечень вопросов для контроля знаний профильной категории работников должен содержать не менее 50 вопросов, охватывающих все темы программы обучения.
Структурный элемент "законодательные и нормативные документы" содержит перечень документов, которые в обязательном порядке должны использоваться при написании учебного пособия. В перечень включают обозначение документов и их наименования в следующей последовательности: федеральные законы, приказы, санитарные правила.

3. Требования к изложению учебного пособия

Учебное пособие излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.
Текст должен быть кратким, точным, логически последовательным, доступным для понимания соответствующим контингентом лиц, необходимым и достаточным для применения учебного пособия в соответствии с его назначением. Допускается использовать повествовательную форму изложения текста.
Текст следует делить на разделы. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.
Номера разделов, подразделов, пунктов и подпунктов следует выделять шрифтом.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, выделяя шрифтом.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Графический материал (рисунок, схема, диаграмма и т.п.) помещают в текст для установления свойств или характеристик объекта, а также для лучшего понимания текста. На графический материал должна быть дана ссылка в тексте.
Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице.
При наличии в стандарте таблиц, дополняющих графический материал, таблицы следует помещать после графического материала.
При необходимости под графическим материалом помещают поясняющие данные. Слово "Рисунок" и наименование помещают после поясняющих данных.
Примечания следует помещать непосредственно после текста, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца.
В учебном пособии могут быть использованы условные обозначения, изображения или знаки, принятые в действующем законодательстве.

4. Требования к оформлению учебного пособия

Учебное пособие издается с использованием наборных печатных форм в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям, изготовляемым типографским способом.
Издание учебного пособия осуществляется на русском языке.
Требования к оформлению текста:
- Формат А4.
- Поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.
- Номера страниц - арабскими цифрами внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер.
- Шрифт - Times New Roman.
- Высота шрифта - 12 (14) пунктов.
- Красная строка.
- Междустрочный интервал - одинарный.
- Выравнивание текста - по ширине.
- Исключить переносы в словах.

5. Требования к содержанию учебного пособия

Содержание должно соответствовать программе обучения и учебно-тематическому плану (разделено на отдельные рубрики, части, разделы, главы, параграфы, пункты в зависимости от объема и сложности материала);
основываться на принципе профессиональной направленности с использованием действующих нормативных документов;
содержать иллюстрации, таблицы, диаграммы, способствующие усвоению излагаемого материала;
обеспечивать условия для самоконтроля усвоения материала;
способствовать концентрации внимания слушателей на проблемных вопросах методами выделения текста и т.д.
Текст учебного пособия излагается в следующей последовательности:
1. Отдельные вопросы законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Профилактика инфекционных болезней.
3. Здоровый образ жизни.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к объектам.
5. Порядок прохождения профессиональной гигиенической подготовки, профилактических медицинских осмотров, оформления личной медицинской книжки.
6. Примерный перечень вопросов для контроля знаний работников соответствующих предприятий и организаций.
7. Законодательные и нормативные документы.

6. Законодательные и нормативные документы

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация осуществляются в целях формирования единого правового пространства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью уравновешивания в правах и обязанностях отдельно взятых граждан в рамках выполняемых ими функций.
Ниже представлен перечень нормативных документов, на основании которых осуществляется деятельность по гигиеническому воспитанию, профессиональному гигиеническому обучению декретированных контингентов:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
4. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
6. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
7. Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
8. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
14. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
15. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
16. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 № 1762 "Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения".
20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
21. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".

22. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.07.2000 № 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций".
23. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12.07.1989 № 408 "О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране".
24. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.02.1997 № 36 "О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии".
25. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 924н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Дерматовенерология".
26. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.08.2003 № 403 "Об утверждении и введении в действие учетной формы № 089/У-КВ "Извещение о больном с вновь установленным диагнозом сифилиса, гонореи, трихомоноза, хламидиоза, герпеса урогенитального, аногенитальными бородавками, микроспории, фавуса, трихофитии, микоза стоп, чесотки".
27. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.03.2001 № 87 "О совершенствовании серологической диагностики сифилиса".
28. Приказ Минздрава СССР от 12.07.1985 № 936 "Об унификации лабораторных методов исследования в диагностике гонореи и трихомониаза".
29. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 51н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2010 № 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи".
31. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 13.12.1989 № 654 "О совершенствовании системы учета отдельных инфекционных и паразитарных заболеваний".
32. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 16.08.1989 № 475 "О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране".
33. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2003 № 410 "Об утверждении учетной формы № 089/У-ТУБ "Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза".
34. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003 № 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации".
35. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".
36. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.10.2013 № 743 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ)".
37. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.12.2005 № 810 "О перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга".
38. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний".
39. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза".
40. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2137-06 "Профилактика брюшного тифа и паратифов".
41. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции".
42. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.958-00 "Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами".
43. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита A".
44. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 "Профилактика вирусного гепатита B".
45. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.1108-02 "Профилактика дифтерии".
46. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций".
47. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза".
48. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1295-03 "Профилактика туберкулеза".





Приложение 2
к приказу ФБУЗ "Центр гигиены
и эпидемиологии в городе Москве"
от 22 июля 2014 г. № 138

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ
(ДЛЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

Введение

Профессиональную гигиеническую подготовку должностные лица и работники организаций обязаны проходить в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 36), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 № 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций", а также постановлениями, распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положение предназначено для разработки лекций для профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (декретированные контингенты) при прохождении ими гигиенического обучения по очно-заочной форме.

1. Область применения

Настоящее Положение устанавливает общие требования к подготовке, изложению, содержанию лекций для профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при прохождении ими гигиенического обучения по очно-заочной форме.
Требования настоящего Положения могут быть использованы врачами по гигиеническому воспитанию.

2. Нормативные ссылки

В настоящем Положении использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.5-92 "Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".

3. Определения

Декретированный контингент - работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Учебная лекция - вид учебного занятия в образовательном процессе, средство передачи информации и способ общения со слушателями, который выполняет информативную, воспитательную и коммуникативную функции.

4. Подготовка к лекции

Подготовка к лекции включает в себя:
- составление плана лекции;
- сбор материала по теме лекции;
- отбор материала для лекции;
- составление конспекта лекции и текста (фрагментов, тезисов, цитат, выстроенных в соответствии с планом);
- выбор варианта подачи лекционного материала (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция);
- репетиция выступления (отдельных фрагментов), определение временных затрат на раскрытие отдельных тем.

5. Основные тематические разделы лекции

План лекции должен содержать следующие разделы:
1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Профилактика инфекционных болезней:
- Острые кишечные инфекции;
- Пищевые отравления;
- Паразитарные болезни;
- Воздушно-капельные инфекции;
- Болезни с контактным механизмом передачи;
- Болезни с парентеральным механизмом передачи;
- Болезни, передаваемые преимущественно половым путем.
3. Понятие о здоровом образе жизни.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к объектам профессиональной деятельности обучающихся.
5. Порядок прохождения профессиональной гигиенической подготовки, профилактических медицинских осмотров, оформления личной медицинской книжки.
6. Консультирование, подготовка к гигиенической аттестации (контролю знаний работников соответствующих предприятий и организаций).

6. Отбор материала

Выбор лекционного материала определяется планом лекции. Необходимо четко сформулировать тему с учетом характера аудитории, учитывать обеспеченность контингента учебными пособиями, соотношение материала лекции и учебного пособия (непротиворечивость, взаимодополняемость). В лекции дается материал, соответствующий действующей нормативной базе. Слушателям даются основы знаний (темы), которые дополняются при использовании учебных пособий. Лекцию не следует загромождать цитатами.

7. Составление конспекта лекции

Лектор должен иметь на лекции: план лекции, основные положения, расположенные в логической последовательности, с указанием примерного времени, отведенного на каждый крупный вопрос лекции.
План лекции должен быть развернутым с указанием количества страниц для каждого пункта.
Основные моменты, на которые следует обратить особое внимание при чтении (определения, характеристики, понятия), должны выделяться по тексту лекции.
Страницы текста лекции обязательно нумеруются.
Конспект лекции заканчивается списком использованной и рекомендуемой литературы.

8. Выбор иллюстративных материалов, сопровождения лекции
(средства наглядности)

Для сопровождения лекции могут быть использованы разнообразные средства визуализации:
- Слайды, слайд-шоу;
- Графика, карты, альбомы;
- Таблицы, графики, схемы.





Приложение 3
к приказу ФБУЗ "Центр гигиены
и эпидемиологии в городе Москве"
от 22 июля 2014 г. № 138

ГРАФИК
РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ (ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ)
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЕКРЕТИРОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ

№ п/п
Наименование учебного пособия для очно-заочной формы обучения
Исполнитель
Соисполнители
Сроки исполнения
1.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников школ-интернатов
Летучих Е.В.
Матарова О.С.
Молдованов В.В.
30.07.2014
2.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников химчисток
Летучих Е.В.
Сенина Н.Д.
Кузь Н.В.
30.07.2014
3.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников учреждений дополнительного образования
Летучих Е.В.
Пашкова Н.В.
Молдованов В.В.
30.07.2014
4.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников пищеблоков детских организаций
Летучих Е.В. Матарова О.С.
Молдованов В.В.
30.08.2014
5.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников аптек
Летучих Е.В.
Сенина Н.Д.
Кузь Н.В.
25.08.2014
6.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников гостиниц
Летучих Е.В.
Сенина Н.Д.
Кузь Н.В.
25.09.2014
7.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников кремово-кондитерских производств
Летучих Е.В.
Пашкова Н.В.
Захарова О.В.
25.10.2014
8.
Учебное пособие для профессиональной гигиенической подготовки работников летних стационарных оздоровительных учреждений для детей и подростков
Летучих Е.В.
Матарова О.С.
Молдованов В.В.
25.10.2014





Приложение 4
к приказу ФБУЗ "Центр гигиены
и эпидемиологии в городе Москве"
от 22 июля 2014 г. № 138

ГРАФИК
РАЗРАБОТКИ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ

№ п/п
Наименование лекций для очно-заочной формы обучения различных категорий работников:
Исполнитель
Дата
1
для работников пищевой промышленности
Летучих Е.В.
30.07.2014
2
для работников мясоперерабатывающей промышленности
Летучих Е.В.
30.08.2014
3
для работников физкультурно-оздоровительных учреждений, бассейнов, бань, саун
Летучих Е.В.
Сенина Н.Д.
16.09.2014
4
для работников гостиниц, общежитий, прачечных
Летучих Е.В.
Сенина Н.Д.
30.09.2014
5
для работников кремово-кондитерских производств
Летучих Е.В.
Пашкова Н.В.
30.10.2014
6
для работников молокоперерабатывающей промышленности
Летучих Е.В.
Матарова О.С.
20.11.2014
7
для работников парикмахерских, салонов красоты
Летучих Е.В.
Сенина Н.Д.
20.12.2014


------------------------------------------------------------------